(Национальный аэрокосмический университет имени Н.Е. Жуковского «ХАИ»)
Для двигателей «закоксовывание» представляет не меньшую опасность, чем износ. Причиной этому является отложение в термонагруженных зонах липких продуктов окисления и полимеризации масла, образующихся вследствие действия высоких температур или отложения нагара и смолистых веществ, содержащихся в топливе (рис. 1а). Это может вызывать падение мощности, местный перегрев, повышенный износ или задир деталей цилиндропоршневой группы.
Наиболее перспективным методом очистки поверхности поршней ДВС на сегодняшний день является – лазерный, сущность метода состоит в удалении поверхностных загрязнений путем их перевода в газообразную или пылевую фракцию за счет лазерного нагрева. Производительность лазерной обработки обеспечивается высокой скоростью – до 200 см2/мин, что позволяют судить о лазерном пучке, как о высокопроизводительном инструменте [1].
Результаты очистки деталей поршневой группы от загрязнений (рис. 1б) показали перспективность использования метода лазерной очистки для использования в качестве основного при ремоте и восстановлении.
Рис. 1. Следы поверхностных загрязнений и ВТ-коррозии на типовой детали поршневой группы (а) и результаты очистки лазерным излучением (б)
Список литературы 1. Вибір джерела лазерного випромінювання для цілей промислового очищення деталей авіаційної техніки [Текст] / С.І. Планковський, Є.В. Цегельник, І.І. Головін, П.І. Мельничук // Наукоємні технології. – 2014. – № 4 (24). – С. 503 – 507. Ключевые слова