(Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства имени Петра Василенко)
В настоящее время все большее количество эксплуатирующейся сельскохозяйственной техники требует ремонта узлов и восстановления деталей. В условиях кризиса на сельскохозяйственных предприятиях нет средств на покупку новых машин. Поэтому особую актуальность приобретают новые технологии восстановления наиболее дорогостоящих и ответственных деталей.
Сложная конструкция блок-картеров автотракторных двигателей, наличие большого количества концентраторов напряжений, а также специфические условия работы, отличающиеся действием знакопеременных нагрузок, обусловливают высокие требования, предъявляемые к их качеству. В этой связи и с учетом их высокой стоимости особо важным представляется вопрос использования эффективных методов их ремонта и восстановления.
Среди методов, имеющих минимальную зону термического влияния, практически не изменяющих структуру основы восстановленных деталей, наиболее приемлемым с точки зрения технологичности и экономической эффективности процессов является технология электродуговой металлизации. Однако, несмотря на то, что в последнее время накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по использованию покрытий нанесенных методом электродуговой металлизации, недостаточная прочность сцепления сдерживает их применение для восстановления деталей.
В результате проведенной оценки причин выхода из эксплуатации, поступающих в капитальный ремонт блок-картеров автотракторных двигателей установлено, что основными группами дефектов, составляющих до 95% от общего числа деталей, являются: раковины кавитационного воздействия на нижнем посадочном пояске под гильзу цилиндра, смятие, деформация пояска - 2%; износ, забоины на торцевой поверхности гнезда блок-картера под бурт гильзы - 3%; повреждение резьбы шпилек и резьбовых отверстий, обрыв шпилек - 12%; трещины, пробоины в блоке - 16%; износ, несоосность, повреждение постелей коренных подшипников - 67%. При этом общий уровень дефектов, устранение которых возможно путем нанесения покрытия методом электродуговой металлизации составляет - 36%.
Список литературы 1. Власовец В.М. Влияние структуры матрицы серого чугуна и химического состава на твѐрдость сплава и коэрцитивную силу/ Скобло Т.С., Власовец В.М., Марченко М.В., Заец В.Н. // Вісник ХНТУСГ “ Ресурсозберігаючі технології, матеріали та обладнання у ремонтному виробництві”. – Харків, 2012. – вип. 122. – с.4–9. Ключевые слова