(Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. Петра Василенка)
Функциональное назначение механизма газораспределения – герметизация камеры сгорания и организация газообмена. Влияние сопряжений деталей клапанной группы на показатели работы двигателя кратко характеризуются следующим [1]:
- 1) клапан-седло: а) прорыв газов, прогорание - снижение надежности; б) снижение мощности и повышение расхода топлива.
- 2) клапан-втулка: а) перекосы клапана - ухудшение наполнения, т.е. мощности и экономичности, надежности; б) увеличение механических потерь (трение при перекосах); в) увеличение расхода смазки.
- 3) коромысло-клапан (износ рабочих поверхностей): а) уменьшение время-сечения клапана - снижение мощности и экономичности.
В процессе эксплуатации трактора изнашиваются большинство деталей двигателя, в том числе детали газораспределительного механизма и головки блока, что приводит к различным отказам.
К числу ожидаемых постепенных отказов ГРМ «по параметру» относят:
а) изменение до предельных значений теплового зазора в клапанах; б) сдвиг фаз газораспределения; в) изменение до предельных значений зазора между стеблем клапана и направляющей втулкой; г) накопление нагара на клапанах; д) постепенное снижение упругости пружин; е) предельное утопание клапанов; ж) появление раковин на фасках седел и клапанов (потеря герметичности клапанного сопряжения).
Наиболее распространенными дефектами головок блока цилиндров двигателей являются: 1 – износ втулок клапанов; 2 – износ клапанных седел; 3 – износ фасок и стеблей клапанов; 4 – потеря упругости клапанных пружин; 5 – трещины перемычек между отверстиями под распылители форсунок и седлами клапанов; 6 – негерметичность стаканов форсунок и заглушек.
Список использованных источников 1. Михлин В.М., Соловьев Р.Ю. Обоснование допускаемых износов (параметров) элементов машин, обеспечивающих 100 процентный ресурс после ремонта. МТС, 3/2004. С.37-40. Ключевые слова: